С.В. Дубасников (1781-1850-е гг.) – личность, вокруг которой не прекращаются споры историков и искусствоведов. Сын приписного крестьянина Нижнетагильского завода Василия Ивановича и его жены Пелагеи Сидор с детства познал заводские повинности: сначала был приставлен к работе по поставке на заводской двор древесного угля по 80 коробов в год. Потом постигал премудрости лакировщика на «фабрике» кустаря-предпринимателя Голованова. К сожалению, ему не пришлось обучаться профессиональным приемам академического искусства в живописной школе, открытой в 1806 году Н.Н. Демидовым, по двум причинам: крестьянское происхождение (так как в школу набирались служительские дети), да и возраст уже вышел.
Однако секреты живописного мастерства С.В. Дубасников постигал в тесной взаимосвязи с местными иконопицами, которые оказали на него существенное влияние. Одновременно с этим
С.В. Дубасников использовал гравюры и эстампы из живописной школы для украшения своих расписных металлических изделий. Постепенно у него выработались свое видение и миропонимание, неповторимый почерк и стилевые приемы. Особенно они проявляются в сюжетных многофигурных композициях. В экспозиции музея истории подносного промысла в Нижнем Тагиле экспонируется уникальный поднос «Отъезд детей Типпо Саида из Зенаны». Изображаемые персонажи получали интересную цветовую интерпретацию: образы становились многозначными, имели одутловатые головы и округлые, мягко моделированными охристыми тенями лица. При этом складки одежды на фигурах тщательно прописаны, а расположение ступней ног смотрится неестественным: кончики ступней слегка касаются поверхности земли. Этот прием часто использовался в иконописи.
Очевидно, С.В. Дубасников в начале XIX века был одним из лучших и перспективных живописцев Нижнего Тагила. Ему было доверено расписать уникальный механический раритет, созданный Е.Г. Кузнецовым-Жепинским –музыкальные дрожки, которые создавались почти двадцать лет (Государственный Эрмитаж). Удивительные дрожки привлекали не только механическим органом, воспроизводящим 22 мелодии и верстомером, но и тринадцатью миниатюрами с галантными сценами и уральскими пейзажами, а также портретом самого изобретателя. Единственного изображения, благодаря которому мы сейчас знаем, как выглядел Е.Г. Кузнецов-Жепинский.
Скопив небольшие сбережения, С.В. Дубасников открыл свое собственное дело. Сохранилась одна из расписок С.В. Дубасникова для заводского магазина о получении им 1471 штук двухаршинного листового железа: «Государь мой, Семен Иванович! Со мной вы в поручительстве Евсею Семеновичу Паужнину в 575 рублях. Вашу часть поручительства беру на себя. В доверение сего расписку Далю Сидор Дубасников. 15 декабря 1845 года»
Скопив небольшие сбережения, С.В. Дубасников открыл свое собственное дело. Сохранилась одна из расписок С.В. Дубасникова для заводского магазина о получении им 1471 штук двухаршинного листового железа: «Государь мой, Семен Иванович! Со мной вы в поручительстве Евсею Семеновичу Паужнину в 575 рублях. Вашу часть поручительства беру на себя. В доверение сего расписку Далю Сидор Дубасников. 15 декабря 1845 года»
По данным 1835 г. на «фабрике» С.В. Дубасникова работало семь человек рабочих, вырабатывая тысячу изделий в год на сумму 10 тысяч рублей. Их реализация осуществлялась на крупнейших ярмарках России: Ирбитской, Макарьевской, Троицкой… Стоимость одного подноса, например, на Троицкой ярмарке достигала 1 рубля 40 копеек.
В 1840-х гг. С.В. Дубасникову удалось выкупиться из крепостной зависимости и при получении «вольной» он пожертвовал тысячу рублей на содержание реального училища в Нижнем Тагиле. Всю свою жизнь этот человек прожил в одиночестве. О его учениках ничего неизвестно, хотя последователи были: например, брат Василий Васильевич Дубасников (1885-?), пробовавший заниматься росписью, сам открыл небольшое кустарное заведение, где четыре рабочих изготавливали металлические подносы.
Творчество С.В. Дубасникова – яркий пример народного таланта. Его живописное мастерство просто и правдиво, а работы – подлинные образцы неистощимой фантазии, стремления к красоте, жизнестойкости и оптимизму. Этот живописец вписал замечательную страницу в историю художественной культуры Урала.