ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ ПО МЕТАЛУ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
«ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ»
Один из наиболее ярких и самобытных видов декоративно-прикладного искусства на Урале – это лаковая живопись по металлу. Отрадно то, что искусство это не ушло в прошлое, а продолжает существовать уже более 260 лет. Нижнетагильский музей-заповедник является хранителем уникальной коллекции, по которой можно проследить развитие промысла на протяжении этого периода.
Немалое значение научными сотрудниками музея-заповедника уделялось и уделяется комплектованию фондов музея расписными изделиями, в основном это, конечно, подносы. На сегодняшний день, мы с гордостью можем указать количество подносов в нашей коллекции – более 1000 единиц хранения. Среди них представлены подносы из разных центров лаковой росписи России – жостовские, кемеровские и др. Но основная часть коллекции – это, конечно, тагильские подносы XIX-XXI веков.
В формировании коллекции можно выделить ряд этапов, когда производились наибольшие поступления расписных изделий в коллекцию.
1-й этап – 1920-е гг. Это период становления советской власти, и музея, как учреждения нового типа. В 1924 г. музей в Нижнем Тагиле возродил свою деятельность, как краеведческий. Напомним, что датой основания частного «Музеума естественной истории и древностей» является 1841 г., с 1891-го по 1908-й он существовал в виде публичного «Горнозаводского музеума». И в 1924 г. продолжил свою работу уже в качестве краеведческого во главе с директором А.Н. Словцовым. (1885-1944 гг.)
Увлечённое поколение советских музейщиков активно создаёт новый музей для нового государства. В это время проходит активная собирательская работа. Большинство расписных изделий дореволюционного периода, хранящихся в коллекции музея-заповедника, собраны как раз в этот период. Зачастую они покупаются у частных лиц. В это время в музей поступает известная шкатулка И. Ф. Худоярова «Дети в саду»
подносы известных тагильских мастерских М. Ф. Обухова, Е. Гаёва, Ф. Е. Перепёлкина, И. И. Кайгородова, С. С. Боброва и др. К этому же периоду относится и приобретение известного круглого кованого подноса зелёного
цвета поделённого на сектора и датируемого 2-й пол. XIX века.
Но не только дореволюционные подносы вызывали пристальное внимание музейных сотрудников. В связи с тем, что произошли изменения в самом промысле – создавались артели, изменилась и роспись – она становится гораздо проще, музейные сотрудники активно комплектуют продукцию артели «Пролетарий» (впоследствии «Металлист»).
В коллекции музея хранятся 25 изделий артели, и основное их количество приобретено именно в 20-е гг.
В 1950-60-е гг. промысел переживает кризис, постепенно утрачиваются традиции тагильской самобытной росписи. Поступления подносов в этот период эпизодические, и рассматриваются они в большей мере как предметы быта, а не декоративно-прикладного искусства.
3-й этап – 1970-1980-е гг. – период возрождения подносного промысла. В это время на базе цеха росписи завода «Эмальпосуда», создаётся творческая группа мастеров, активно сотрудничающая с научно – исследовательским институтом художественной промышленности. Совместными усилиями шла работа над восстановлением традиционной тагильской росписи на металле. Именно на этот период приходится следующая, и наиболее крупная волна поступлений подносов в коллекцию. Завод «Эмальпосуда» передал музею в дар многие образцы своей продукции, как массовой, так и авторской.
Некоторые подносы поступали в музей в дар от самих мастеров. Например, поднос, написанный на большой скатертной кованой форме нач. XX в., был подарен музею мастерицей подносного промысла И. А. Арефьевой.
В результате экспедиции 1977 г. был приобретён другой скатертной поднос А. В. Афанасьевой «Октябрю 60 лет».
Большую роль в комплектование и изучение подносного промысла сыграл известный тагильский краевед, Почетный гражданин Нижнего Тагила И. А. Орлов (1901-1992 гг.). Он целенаправленно встречался с мастерицами, владеющими приемами тагильской росписи, беседовал с ними, записывал их воспоминания. Ивану Абрамовичу удалось собрать много альбомов с эскизами, которые передал в музей. Кроме того, он сдал в фонды музея инструменты для изготовления и росписи подносов.
Одно из самых крупных поступлений подносов лаковой росписи произошло в 1990-2000-е гг. Случилось это благодаря большой активности и настойчивости сотрудников музея-заповедника. Дело в том, что в этот период радикальных социально-экономических реформ, рухнула прежняя система производства подносов и подготовки мастеров. В то время появилось большое количество кооперативных объединений по росписи подносов. В результате экономического кризиса был расформирован завод «Эмальпосуда», который играл роль художественного и методического центра. Его приемником становится ООО «Метальная лавка», в состав которой и вошел музей истории завода. Однако, были большие опасения, что этот музей, как и многие другие производственные и общественные музеи, может постичь участь уничтожения и растаскивания. В начале 2000-х годов после продолжительных переговоров заведующей этнографическим комплексом Э. Р. Меркушевой с генеральным директором ООО «Метальная лавка» Д. В. Поясковым было принято решение о безвозмездной передаче музею-заповеднику экспонатов бывшего заводского музея. Время подтвердило его правильность, так музей-заповедник гарантирует не только хранение, но и активное использование в научной и выставочной работе этой коллекции. В составе этого фонда поступили работы творческой группы завода периода возрождения промысла в 1970-х-1980-х гг., а также коллекция пополнилась эмалированной посудой и замечательными авторскими подносами Т .В. Юдиной, Т. В. Гуляевой, В. П. Полевой, Л. И. Кизиловой, И. Г. Смыковой и других ведущих мастеров завода «Эмальпосуда».
В настоящее время идет активное развитие промысла. Под влиянием демократических перемен мастера смело экспериментируют, совершенствуют тагильский цветок, создают новые для Тагила сюжеты, работают как в холодной, так и в тёплой цветовой гамме. Обращаются к жанру пейзажа, создают на подносах копии с картин известных мастеров. У многих художников вырабатывается собственный почерк, по которому их легко отличить. Создаются неповторимые авторские подносы. Сотрудники музея-заповедника пристально следят за процессами, происходящими в промысле. Особенно этому способствует открытие в 1991 году музея истории подносного промысла. Музей активно приобретает работы современных мастеров, сотрудники его стремятся, чтобы в коллекцию вошли подносы, отражающие поиски новых методов и форм. Пристальному вниманию к лаковой живописи и комплектованию способствовал 250-летний юбилей промысла, которому была посвящена одна из секций Международной конференции «Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур 1700-1950 гг.», которая состоялась в 1996 году в Нижнем Тагиле.
В стенах музея-заповедника проходят авторские и юбилейные выставки, , учреждается выставка-конкурс «Мастер года по декоративно-прикладному искусству», которая раз в четыре года посвящается номинации «Художественная роспись по металлу». По результатам конкурса приобретаются в коллекцию музея лучшие подносы.
В 2013 году в музей поступила большая коллекция работ современных мастеров лаковой росписи. Среди них подносы с сюжетной росписью, на которых изображены копии картин художников XIX века: В. Е. Раева,
П. П. Веденецкого, П. Ф. Худоярова и подлинный, уникальный клепаный поднос с росписью 1 пол. XIX века.
Коллекция Нижнетагильского музея богата не только количеством, но и многообразием форм и методов росписи подносов. В ней имеются самые разные подносные формы. Клёпаные подносы, например, представлены восьмигранником, прямоугольником, овалом с просечными бортиками. Почти все клёпаные подносы имеют бусовидную кайму. Среди кованых подносов – прямоугольная, рокайльная, круглая, гитарная формы, прямоугольная форма с закруглёнными краями, овальная форма с фигурным краем, прямоугольная форма с фигурными бортиками.
На основе коллекции музея – заповедника, исходя из её многообразия, можно проследить развитие Нижнетагильского подносного промысла в целом, и выявить наиболее интересные подносы разных периодов.